па-ни-ка-ди-ло
Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Вариант написания: паникандило.
Корень: -паникадил-; окончание: -о [Тихонов, 1996].
-а, ср. Свечная люстра или канделябр в церкви. II прил. пани-кадильный, -ая, -ое.
Источник: Ожегов - Толковый словарь русского языка - Ожегов Сергей Иванович & Шведова Наталия Юльевна...вместо подсвечников - шандалы, вместо занавес - гардины, вместо зеркал и паникадил - люстра; вместо утвари - мебель, вместо приборов - куверты, вместо хорошего и превосходного - "тре биен" "сюперб". Г. Добрынин, «Истинное повествование или жизнь, им самим написанная в Могилёве и в Витебске», § XXI. Брянск (1772) // «Русская старина», 1871 г. Источник: Интернет
И вещи, которые он точил, - паникадило, досканец и другие, из слоновой кости. Ю. Н. Тынянов, «Восковая персона», 1930 г. Источник: Интернет
Опанас глядит картиной // В папахе косматой, // Шуба с мёртвого раввина // Под Гомелем снята. 〈...〉 На руке с нагайкой крепкой // Жеребячье мыло; // Револьвер висит на цепке // От паникадила. Багрицкий, «Дума про Опанаса» (1926), 1956 г. [Викитека] Источник: Интернет
Бархатные или атласные обои, галлереи, самой большой руки зеркала и паникадилы, мозаические полы составляют щеголеватость сих комнат. «Картина Венеции, или к щегольству и модам Венецианским относящиеся замечания» // «Магазин общеполезных знаний и изобретений с присовокуплением модного журнала, раскрашенных рисунков, и музыкальных нот», ч. I, 1795 [НКРЯ] Источник: Интернет
Стулья обиты были бархатом; разноцветные восковые свечи вставлены были в огромные стеклянные паникадила и серебряные подсвечники; на мраморных столах стояли бронзовые часы гарлемские и амстердамские; богатство украшений отражалось в венецианских зеркалах. Ф. В. Булгарин, «Димитрий Самозванец», 1830 г. [НКРЯ] Источник: Интернет
Восточные единоверцы наши имеют сверх того по большим праздникам обычай длинным каким-нибудь орудием приводить в кругообразное движение и паникадило, и хорус, и все, что висит над людьми под куполом. К. Н. Леонтьев, «Пасха на Афонской горе», 1882 г. Источник: Интернет
chandelier